Эксперт в области исследований рынка, компания CONTEXT, недавно выпустила новый доклад о состоянии мирового рынка 3D-печати – и он полон оптимистичной статистики. В отчете также встречаются чрезвычайно интересные факты о тенденциях в отрасли – в частности, отмечается, что спрос на персональные 3D-принтеры растет, а на промышленные и профессиональные, за исключением устройств для 3D-печати из металла – падает.
В первую очередь, в докладе CONTEXT отмечается, что мировые поставки 3D-принтеров выросли на 35% за первые три квартала 2015 года. При этом большая часть сделок (95% от 173 962 поставленных устройств) пришлась на недорогие персональные 3D-принтеры, средняя цена которых составила менее 5000 долларов. Тем не менее, любопытно, что большая часть спроса представлена не столько индивидуальными пользователями, сколько корпоративными закупками (B2B).
Такую тенденцию подтверждает тот факт, что тайваньская компания XYZPrinting, производитель популярной линейки 3D-принтеров Da Vinci, стала мировым лидером в сфере персональных 3D-принтеров. Ее доля составила 17%, а компания MakerBot уступила ведущие позиции. С другой стороны, обоих производителей объединяет приверженность идее внедрить образовательные программы в области 3D-печати на всех уровнях, от начальных классов до университетов.
Выполняя план по реструктуризации, MakerBot, в свою очередь, переключилась на сферу образования – сообщается, что 3D-принтерами MakerBot уже располагают более 5000 школ в США. Компания также предоставляет образовательные ресурсы в рамках MakerBot Education Resource Center и с помощью руководства MakerBot in the Classroom. XYZPrinting также принимает важные меры для того, чтобы сделать 3D-печать доступнее – недавно компания совместно с Barnes & Noble рассказала учителям о выгоде и потенциале образования в сфере 3D-печати с использованием 3D-принтеров da Vinci и da Vinci Junior.
Ultimaker, 3D-принтер The Micro от M3D (стартапа, который финансировался с помощью Kickstarter) и Cube/Cubify производства 3D Systems заняли лидирующие позиции по количеству проданных устройств. Тем не менее, недавнее заявление 3D Systems о полном прекращении производства модели Cube лишний раз подтверждает, что сегмент индивидуальных потребителей не является основным источником прибыли. Этот факт признает большинство производителей 3D-принтеров, которые, в связи с этим, переориентируют свою продукцию на инженеров, архитекторов, малый бизнес и образовательные учреждения.
«Среди широкой массы потребителей персональные 3D-принтеры пока не пользуются большим успехом, однако эти устройства чрезвычайно важны для развития всей отрасли, – говорит Крис Коннери, вице-президент по глобальному анализу CONTEXT. – Сегодня молодые инженеры, студенты и просто любители 3D-печати должны узнать о концепциях, необходимых для создания продукта, который можно напечатать на 3D-принтере. Именно базовые недорогие 3D-принтеры позволяют ускорить процесс обучения».
Говоря о промышленном и профессиональном сегменте, можно отметить снижение на 3% за первые три квартала 2015 года – было поставлено всего 8706 устройств. Stratasys и 3D Systems предлагают наиболее широкий ассортимент моделей промышленного уровня, цена которых колеблется в диапазоне от 20 000 долларов до свыше 1,5 миллионов – эти компании продолжают лидировать на рынке. Согласно отчету CONTEXT, «в промышленном и профессиональном секторе компании часто основываются на прибылях, полученных с продажи каждого устройства, а не на объеме поставок – с этой точки зрения, производители, специализирующиеся на 3D-печати из металла, такие как EOS, SLM Solutions и Arcam, занимают ведущие позиции».
Есть несколько факторов, способных объяснить проседание рынка промышленных 3D-принтеров. Например, в 2015 году многие высокотехнологичные корпорации, такие как HP, Canon, Ricoh и Toshiba, объявили о своем намерении в ближайшие годы выйти на рынок промышленной 3D-печати. В свете таких заявлений инвесторы могли решить подождать, пока новые технологии станут доступными.
Кроме того, в промышленной 3D-печати происходят кардинальные изменения. Производители больше не относятся к 3D-печати просто как к технологии быстрого создания прототипов из пластика – теперь ее, скорее, видят как инновационный способ изготовления крупных партий высококачественных готовых деталей из различных металлов. Именно поэтому среди всех промышленных устройств в 2015 году выросли только продажи 3D-принтеров для металла. Немецкая компания EOS, производитель нескольких устройств для 3D-печати из металла, показала наибольший рост, по сравнению с другими производителями промышленных 3D-принтеров.
Описанные тенденции полностью совпадают с текущим отчетом CONTEXT о состоянии рынка 3D-печати, в котором сообщается, что в третьем квартале 2015 года мировые продажи 3D-принтеров для металла выросли на 45%, причем в этом секторе лидируют, в основном, европейские компании.
Помимо этого, в докладах о состоянии рынка 3D-печати за последние несколько месяцев публикуется еще более оптимистичная статистика. Согласно прогнозам, выручка от продажи 3D-принтеров составит 1,5 миллиарда долларов к 2019 году, объем рынка 3D-биопечати достигнет 1,82 миллиарда долларов к 2022 году, а объем рынка материалов для 3D-печати – 8,3 миллиарда долларов к 2025 году.