Grandelfino – это студенческая гоночная команда, основанная в 2005 году на базе Киотского Технологического Института (KIT, Kyoto Institute of Technology). Мы занимаемся полным циклом разработки и производства автомобилей гоночной серии Formula SAE (Society of Automotive Engineers) с одноцилиндровыми двигателями. В процессе подготовки к соревнованиям мы также занимаемся развитием гоночных технологий и навыков управления командой, работая над поиском необходимых деталей и спонсоров.
За свою богатую практику инженерного консалтинга в области расчётов методом конечных элементов (МКЭ) я сталкивался со многими сложными задачами. Одной из таких задач является учёт поведения эластомеров, зачастую приводивший к серьёзным трудностям в обеспечении сходимости модели. Эластомеры, к которым относят натуральные и синтетические резины, способны воспринимать без разрушения относительные деформации порядка 100..700%, имеют высоконелинейную диаграмму деформирования и являются практически несжимаемыми (объём тела не изменяется при деформации). Каждый из этих факторов может вызывать проблемы со сходимостью МКЭ расчёта, но в данной статье мне хотелось бы уделить внимание последнему фактору — работе с моделям несжимаемых тел.